Принципы и польза кошерного питания — чем полезны кошерные продукты? Кошерное питание. Особенность кошерных продуктов, список

Религиозные правила употребления еды взяты не с потолка и в основном это древние упрощенные санитарные нормы и правила ЗОЖ (на имеющемся тогда уровне знаний). Впрочем, часто эти законы устаревают под натиском научных знаний. Например, все мы слышали о «кошерной» еде, давайте разберемся, что же такое «кошерная» (и некошерная) еда.

«Кошерная » — это любая еда (пусть даже из китайской кухни или русской народной), но соответствующая строгим законам «Кашрута» (дозволенность чего-либо с точки зрения законов, содержащихся в Торе, Талмуде и т.п.)

Само по себе слово «кошер» означает «дозволенный», слово «кошерный» — это просто русское производное означающее, что еда соответствует правилам иудаизма.

Кошерный Макдоналдс в Буэнос-Айресе.

Вопреки распространенному заблуждению, раввины или другие религиозные деятели не «благословляют» пищу, чтобы сделать ее кошерной. «Благословление» не имеет отношение к термину «кошерный».

Кошерность — не стиль приготовления пищи. Китайская пища может быть кошерной, если она приготовлена в соответствии с еврейскими законами, и есть много прекрасных кошерных китайских ресторанов в Филадельфии и Нью-Йорке.

И наоборот — традиционные еврейские продукты, например, бублики, блинчики, маца и суп шара могут быть не кошерными, если не были подготовлены в соответствии с еврейскими законами.

Некоторые законы кашрута устарели с точки зрения ЗОЖ

Многие современные евреи считают, что законы кашрута - просто примитивные медико-санитарные правила, которые устарели. Например, согласно современным научным знаниям нет никаких причин считать мясо верблюда или кролика менее здоровыми, чем мясо коровы или козы. Нет также прямых научных доказательств или наблюдений вреда от сочетаемости молочной и мясной продукции (а это не кошерно).

Впрочем логика тут прослеживается другая: верблюд (не кошерный для употребления в пищу) является более полезным в качестве вьючного животного, чем как источник пищи.

Краткий ответ, почему евреи соблюдают эти законы: потому что Тора говорит так. Тора не определяет никаких оснований для этих законов и традиционному еврею нет необходимости видеть любые другие причины. Более развернутый вариант из книги «Быть евреем» раввина Хаима Галеви Донин: соблюдение законов — это такой самоконтроль, чтобы научиться контролировать даже самые простые, основные инстинкты.

Мы приведем здесь основные правила кошерности с комментариями Зожника.

Основные правила кошерного питания

Законы кашрута вытекают из нескольких довольно простых, понятных правил:

1. Некоторые животные не могут быть съедены полностью. Это ограничение включает в себя плоть, органы, яйца и молоко животных, которые запрещены.

2. Из животных, которые могут быть съедены, птицы и млекопитающие должны быть убиты в соответствии с еврейским законом.

3. Вся кровь должна быть удалена из мяса и птицы до ее приготовления.

4. Некоторые части разрешенных животных не могут быть съедены.

5. Фрукты и овощи разрешены, но должны быть проверены на предмет частей, которые не могут быть съедены.

6. Мясо (мясо птицы и млекопитающих) не может быть съедено вместе с молочными продуктами. Рыба, яйца, фрукты, овощи и зерно можно есть с любым мясом или молочными продуктами. (По некоторым мнениям, рыба не может быть съедена с мясом).

Нет никакого научного или медицинского подтверждения вреда от сочетания в пище молочных и мясных продуктов. Важно при этом понимать, что и мясо, и «молочка» — это продукты, богатые белком. Белковые продукты — «тяжелые», требуют больше усилий для организма для их переваривания. Именно на переваривание белковой пищи тело может тратить до 30% энергии, которую от них получает ().

7. Посуда (в том числе кастрюли и сковородки и другие поверхности для приготовления пищи), которые вступают в контакт с мясом, не могут быть использованы с молочными, и наоборот. Посуда, которая вступила в контакт с пищевыми продуктами не кошерного происхождения, не может быть использована с кошерной пищей.

8. Виноградные продукты, сделанные не евреями, не могут быть съедены.

9. Есть несколько других правил, которые не являются универсальными.

А теперь чуть подробнее по этим вопросам.

Животные, которые не могут быть съедены

Из «зверей земных» можно съесть любое животное, которое имеет раздвоенные копыта и является жвачным . Любое наземное млекопитающее, которое не имеет оба эти качества, запрещено. Тора указывает, что верблюды, тушканчики, зайцы и свиньи не являются кошерными, поскольку у каждого из них не хватает одного из этих двух квалификаций. Крупный рогатый скот, овцы, козы, олени, зубры являются кошерными.

Из «водных» созданий вы можете есть все, у чего есть перья и чешуя. Таким образом, из моллюсков, таких как омары, устрицы, креветки, моллюски и крабы, все запрещено. Рыбы, например, тунец, карп, лосось и сельдь - разрешены.

Полное исключение некоторых полезных морепродуктов с одной стороны обедняет рацион некоторыми микроэлементами. С другой стороны — имеются некоторые :

Для птиц, критерии менее ясны. Тора предоставляет список запрещенных птиц, но не уточняет, почему именно эти птицы запрещены. Все птицы, включенные в список являются либо хищными птицами, либо падальщиками, раввины утверждают, что это и было основой для их различия.

Другие птицы разрешаются, например, курицы, гуси, утки и индейки .

Грызуны, рептилии, амфибии, насекомые - запрещены.

Кошерный убой

Млекопитающих и птиц, которые могут быть съедены, должны быть забиты в соответствии с еврейским законом. Запрещено есть животных, которые умерли от естественных причин или были убиты другими животными — что вполне логично с точки зрения здоровья.

Кроме того, животные не должны иметь заболеваний или недостатков в органах в момент убоя. Эти ограничения не распространяются на рыбу, только мелкий и крупный скот.

Существуют специальные правила кошерного убоя животных. Смысл их сводится к минимуму боли, испытываемую животным перед смертью. И в этом есть важный смысл.

Комментарий на эту тему шеф-повара ресторанов Delicatessen и «Юность» Ивана Шишкина, данные «Афише»:

Если перед забоем животное испытывает страх или стресс, запас гликогена в мышцах падает и после забоя естественный процесс падения pH в мышцах замедляется или останавливается. Есть такой феномен dark, firm and dry meat - темное, жесткое, сухое мясо, полученное в процессе неправильного стрессового забоя. Оно имеет более высокий pH и имеет свойство к сдерживанию воды внутри. На вид такое мясо становится жестким и темным, что снижает его привлекательность для покупателя. Повышенный pH приводит к тому, что мясо быстрее портится: многие болезнетворные бактерии охотнее выживают в менее кислотной среде.

Острый нож, называемый challef, используется для вскрытия горла животного, заставляя животное немедленно потерять сознание.

Если процесс не сделан правильно, или животное не кошерное, или животное убили охотники не в соответствии с библейскими законами кашрута, евреям запрещено есть это мясо.

Обескровливание

Тора запрещает потребление крови. Евреи не едят кровь, потому что жизнь животных (в буквальном смысле, душа животных) содержится в крови. Это относится только к крови птиц и млекопитающих, но не относится к крови рыбы.

Яйцо, которое содержит очень мало крови, может быть съедено. Также в соответствии с кашрутом хорошая идея — разбить яйцо в стакан или чашку, чтобы проверить его на предмет свежести и пригодности в пищу, прежде чем положить его в разогретую сковороду. Это простое правило следует взять на заметку всем кулинарам независимо от вероисповедания.

Согласно кашруту последствия могут быть серьезными — если вы вдруг разбили окровавленное яйцо в разогретую сковороду или кастрюлю, эта посуда становится не кошерной. На ней больше нельзя готовить кошерную пищу.

Если Ваш рецепт требует несколько яиц, разбейте каждое в стекло по очереди, так что вы не тратите все яйца, если последнее не является кошерным.

Запрет на жиры и нервы

Кашрут требует внимательного отношения к разделке мяса. Седалищный нерв и прилегающие к нему кровеносные сосуды не могут быть съедены. Процесс удаления этого нерва занимает много времени и не является экономически эффективным, так что большинство заготовителей кошерного мяса, просто продают задние конечности не кошерным мясникам.

Определенный тип жира, который окружает жизненно важные органы и печень, не могут быть съедены. Кошерные мясники также удаляют эту часть туши.

По утверждению некоторых источников, ученые нашли биохимические различия между этим видом жира и допустимыми жирами вокруг мышц и подкожным жиром.

Кошерные овощи и фрукты

Все фрукты и овощи являются кошерными, но есть несколько нюансов .

Червоточины и червивые фрукт и овощи — не кошерны. Фрукты и овощи, которые падки на такого рода повреждения, должны быть проверены, чтобы гарантировать, что они не содержат червоточин и гнили. Листовые овощи, салат и зелень, клубника и малина должны быть тщательно проверены.

Кроме того, отдельно прописывается запрет на продукцию из винограда, сделанную не евреями. Вино широко используется в ритуалах всех древних религий. По этой причине использование вина и других продуктов винограда, сделанных не евреями, была запрещена.

Настоящий еврей должен пить только «кошерные» вина — то есть вина, сделанные евреями.

Разделение мяса и молочной продукции

В Торе есть фраза «не вари козленка в молоке матери его». Устная Тора объясняет, что этот отрывок запрещает есть мясо и молочные продукты вместе. Кроме того, Талмуд запрещает приготовление мяса и рыбы вместе.

Это, однако, допускает есть рыбу и молочные продукты вместе .

Также допустимо есть молочные продукты и яйца вместе .

Это разделение включает в себя не только пищу, но и посуду, кастрюли и сковородки, в которой они приготовлены, тарелки и столовые приборы, из которых едят, посудомоечные машины и раковины в которых они очищаются, губки и полотенца, которыми вытирают посуду.

Кошерные бытовые условия должны включать в себя минимум два набора посуды - одни для мяса, другие - для молочных продуктов.

Впрочем, как мы уже отвечали выше этот строгий и ключевой запрет не находит поддержку в виде научно-практичного объяснения. Совмещать мясную и молочную продукция согласно последним научным знаниям не вредно с точки зрения ЗОЖ.

Кошерные принадлежности

Посуда (кастрюли, сковородки, тарелки, столовые приборы и т.д., и т.п.) должны быть кошерными. Посуда поднимает кошерный статус пищи, приготовленной в ней. Таким образом, если вы готовите куриный суп в кастрюле, кастрюля становится посудой для мяса.

Кошерный статус может передаваться от пищи к посуде или от посуды к пище только в присутствии тепла (и в том числе острых специй) или при длительном контакте с огнем, поэтому, если вы едите холодную пищу в не кошерных условиях, это не является проблемой. Например, для мороженого (молочный продукт) посуда не имеет значение, потому что оно — холодное.

Это также означает, что вы можете использовать один и тот же нож, чтобы отрезать ломтик колбасы и сыра, но это не рекомендованная процедура.

Столкновение старинных законов с современными приборами может являться до комичного серьезной проблемой. По идее, необходимо иметь 2 посудомоечные машины — для «молочной» посуды и «мясной». Однако, здравый смысл в современном толковании Торы берет верх и разрешается либо иметь отдельные отсеки под молочные и мясные блюда в «посудомойке», или еще проще — запускать в посудомоечной машине отдельно мясную и молочную посуду.

Кашрут сертификация

Задача поддержания кошерной пищи значительно упрощается широко распространенной сертификацией кашрута. Продукты, которые были сертифицированы как кошерные, помечены знаками, которые обычно определяются раввинами или организациями по сертифицированной продукции.

Знаки «кошерности» пищевой продукции.

Пример кошерной сертификации на отечественных макаронах.

Процесс сертификации не связан с «благословением» пищи, а, скорее, речь идет о рассмотрении ингредиентов, используемых, для приготовления пищи.

Также рассматриваются процессы, при которых пища готовится, проводятся периодические проверки перерабатывающих предприятий, чтобы убедиться, в том, что кошерные стандарты поддерживаются.

Термин «кошерные продукты» пришел к нам из Израиля. Жизнь верующих евреев строго регламентируется специальной совокупностью правил и законов – так называемой Галахой. Галаха определяет все устои их семейной, религиозной, и общественной жизни. Понятие «кашрут» означает, насколько что-либо пригодно и дозволено с точки зрения Галахи.

Законы кашрута строго диктуют верующим евреям, что именно они должны есть, из чего должна быть приготовлена эта еда, и как её следует хранить. Иными словами, за качеством настоящих кошерных продуктов ведется очень жесткий контроль. Кто его осуществляет? 170 еврейских организаций (в числе которых – раввинаты и отдельные раввины), каждая из которых содержит свою печать. Все кошерные продукты обязательно будут иметь одну из этих печатей.

Что значит кошерная еда?

Кошерная еда подразделяется на три группы:

  • мясные продукты, или «басар»;
  • молочные продукты, или «халяв»;
  • нейтральные продукты, или «парвэ».

Мясные продукты

«Басар» - это то мясо, которое было получено от кошерных животных. Кошерными считаются травоядные жвачные животные, которые живут на суше, и копыта которых раздвоены. Иными словами – овцы, коровы, козы, газели, лоси, жирафы… В Торе указываются животные, которые обладают только одним признаком кошерности. Это – кролики, верблюды и даманы (животные, питающиеся травой, но не имеющие раздвоенных копыт), и свинья – имеющая раздвоенные копыта, но не жующая траву.

Чтобы быть включенным в список кошерных продуктов, мясо должно обладать еще одним свойством, а именно - отсутствием крови. Кашрут не позволяет употребление крови в каком бы то ни было виде, так как еда с кровью будит в человеке жестокость. Не разрешается также есть яйца, в которых имеются сгустки крови.

Что касается птицы, каких-либо признаков относительно них кашрут не обозначает, но в Торе перечисляются те птицы, мясо которых есть нельзя. Это – пеликан, сова, орел, сокол и ястреб. Другими словами, в список кошерных продуктов может быть включена только домашняя птица (утки, индейки, гуси, куры), а также голуби.

Кошерные яйца обязательно должны иметь неодинаковые концы (один должен быть заостренным, другой – более круглым). Яйца, оба конца которых являются тупыми или острыми, считаются непригодными к еде, так как обычно такие яйца несут хищные птицы или птицы, которые питаются падалью.

Кошерная рыба отличается двумя признаками: у неё должна быть чешуя и плавники. Остальные представители морей и океанов (крабы, креветки, раки, осьминоги, устрицы, угри и т.п) не могут считаться кошерными продуктами, поскольку не обладают ни тем, ни другим. Змеи, черви и насекомые также считаются некошерными.

Молочные продукты

В отношении молочных продуктов («халяв»), действует следующий принцип: молоко, которое было получено от кошерных животных, считается чистым – а значит, может считаться кошерной едой. Молоко же, полученное от некошерных животных, считается нечистым – и, таким образом, не может считаться кошерной едой.

Нейтральные продукты

Овощи и фрукты («парвэ») можно причислять к кошерным продуктам только в том случае, если они не червивы, и если они не соприкасались с некошерными продуктами. Например, помидор, смазанный свиным жиром, есть запрещается.

Кошерные продукты очень распространены, в основном, на израильском рынке. Однако в последние годы тенденция неуклонно меняется. Население развитых стран придает все больше значения здоровому питанию – а значит, и качеству той еды, которая попадает на стол потребителя. С этой точки зрения кошерные продукты могут служить своеобразным гарантом надежного качества. В список кошерных продуктов включается самая разнообразная продукция – от алкогольных напитков и кондитерских изделий до детского питания и сухих супов.

Однако, обратите внимание на следующую информацию. Надпись «кошер» должна обязательно сопровождаться именем раввината (или раввина), под контролем которого был изготовлен данный продукт. В противном случае – при наличии одной только надписи – продукт считаться кошерным не может.

Кошерная еда (продукт или пища ) – это та пища, которая соответствует древним еврейским диетическим законам – КАШРУТ. Само слово Кошерный можно трактовать как: правильный или подходящий. Соответственно еду которая отвечает всем правилам Кашрута, называют «кошерной пищей» — «здоровой пищей».

Что такое Кашрут, Кошерный и Кошерная пища – простыми словами.

Как уже стало понятно из первого абзаца, слово «кошерный» означает, что тот или иной продукт является хорошим и пригодным для употребления евреями с точки зрения их религиозного мировоззрения. Но, для того чтобы понять почему одни продукты считаются кошерными, а другие нет, нам стоит разобрать данную концепцию на простые составляющие.

Итак, мы уже знаем, что понятие «кошерный», происходит от свода правил – Кашрут. В свою очередь, Кашрут соответствует законам прописанных в Галахе. Для полноты понимания рассмотрим, что означают эти термины.

Что такое Галаха.

Галаха – это свод иудейских законов, которые регулируют абсолютно все аспекты жизни евреев вплоть до семейной жизни, религии, социального поведения и даже питания. Простыми словами, можно сказать, что это своеобразная инструкция, где написано, что и как делать чтобы прожить жизнь правильно.

Что такое Кашрут.

Кашрут – это термин (список правил ) из вышеупомянутого свода правил, который определяет пригодность или непригодность чего-либо. Данный список правил является весьма обширным и содержит в себе множество элементов из разных религиозных источников. Именно поэтому, некоторые правила являются весьма спорными. Что в свою очередь приводит к тому, что одни еврейские общины считают некоторые продукты кошерными, а другие считают их не кошерными. Тем не менее, несмотря на различия во взглядах принято придерживаться общих правил.

Кашрут – основные правила. (Законы кошерности):

  • Некоторые животные не могут быть съедены вообще. Это ограничение включает в себя плоть, органы, яйца и молоко запрещенных животных;
  • Животные, которых разрешено есть, должны быть убитыми в соответствии с еврейскими законами;
  • Вся кровь из мяса животных или птицы должна быть извлечена.
  • Не все части разрешенных животных можно употреблять в пищу;
  • Фрукты и овощи разрешены, но на всякий случай следует уточнять есть ли данный продукт в списке разрешенных;
  • Мясо нельзя есть с молочными продуктами;
  • Овощи, фрукты, зерно и яйца можно есть как с мясом, так и с молоком;
  • Рыба – продукт спорный. В зависимости от общины ее разрешено или запрещено есть с мясом или молоком;
  • Посуда, которая вступает в контакт с мясом, не может использоваться с молочными продуктами и наоборот;
  • Посуда, которая вступила в контакт с не кошерной пищей, не может использоваться с кошерной пищей. (2 последних правила применимы только к области где происходил контакт пока пища была горячей);
  • Виноградная продукция, произведенная не евреями, не может быть съедена или выпита.

Кошерные и Некошерные (запрещенные ) животные.

В отношении того, каких животных можно употреблять в пищу, а каких нельзя, существует масса правил. К примеру, самым известным из подобных законов, является запрет на употребление свинины. Свинья считается «нечистым» животным, соответственно есть все что с ней связано – нельзя. Список всех животных, разрешенных и запрещенных к употреблению конечно же большой, но мы приведем основных представителей:

Это — Кошерно:

  • Корова;
  • Олень;
  • Овца;
  • Коза;
  • Курица;
  • Утка;
  • Гуси;
  • Индейка;
  • Рыба, которая имеет чешую и плавники (тунец, карп и сельдь и тд. ).

Это — некошерно:

  • Свинья;
  • Кролик;
  • Моллюски;
  • Омары;
  • Раки;
  • Креветки.

Использование термина «Кошерный» в других областях.

Термин «кошерно», довольно часто можно услышать в областях далеких от кухни, питания, да и от евреев собственно. Дело в том, что данное слово стало весьма популярным в бытовой речи и приобрело одобряющей или осуждающей оттенок того или иного предмета разговора. К примеру, если кто-то во время разговора скажет фразу типа: «Это совсем некошерно.», это будет значить, что ему не нравится обсуждаемая идея или тому подобное. По аналогии с этим, выражение: «Это кошерно!», будет означать одобрение.

‏גלאַט כּשר ‏‎ - «просто/строго кошерное»)

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также лоси, газели, горные козлы, жирафы (последних на сегодняшний день не принято употреблять в пищу) и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна, потому что свинья не пережёвывает жвачку, а не потому, что она «грязнее» прочих животных. В отношении «наполовину кошерных» животных существует особо строгий запрет, призванный уравновесить возможное легкомысленное отношение народа к запрещённости их мяса в силу «почти кошерности».

Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными. Яйца с кровью в белке не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу .

Библейские животные, современные названия которых не установлены

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » и «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

  1. Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше.
  2. Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями Галахи . Этот процесс называется шхита (ивр. ‏שחיטה ‏‎), а квалифицированный резник - шо(й)хет (ивр. ‏שוחט ‏‎). В соответствии с Галахой, одним из необходимых условий для кошерной шхиты является шхита одним плавным движением ножа, перерезающим одновременно большую часть (диаметра) трахеи и большую часть пищевода. Рваное движение ножа, задержка движения ножа, прокол тканей животного острым концом ножа делают шхиту некошерной, а животное - запрещённым в пищу евреям.

В Швейцарии, Швеции, Дании и Нидерландах шхита запрещена законом о защите животных как негуманный метод забоя скота.

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать. Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Что касается ножа для шхиты, его лезвие должно быть не только очень острым, но и абсолютно гладким - такое лезвие лучше проникает в тело. Для такой заточки используется целый набор камней, от крупнозернистых до мелкозернистых. Ножи и камни, которыми пользуется резник, стоят немалых денег. Только процесс заточки ножа может занять несколько часов. Нож проверяют, проводя им по ногтю, и если при этом чувствуется хотя бы малейшая зазубрина - нож непригоден для шхиты. Галаха также отмечает, что чем выше уровень страха перед Небом у человека, тем более сосредоточенно он будет проверять нож. Поэтому есть обычай, что резник не только проверяет нож сам, но и дает его на проверку местному раввину.

Поскольку работа резника требует точности действий, старый или больной человек не имеет права заниматься шхитой. В связи с этим в прошлом, когда община обычно имела только одного резника, нередко возникали разногласия между раввином и резником. Например, если в общину приезжал новый молодой раввин, то бывало, что престарелый и всеми уважаемый резник, который на самом деле был уже непригоден для этой ответственной работы, отказывался расставаться с прибыльной должностью и мог настроить всю общину против раввина. В XIX веке рабби Шломо Клугер вёл активную борьбу с этим явлением в Галиции и соседних странах. В одной из таких историй, происшедшей в Бердичеве в 1843 году, он даже подвергался угрозам жизни со стороны хозяев местной скотобойни. Он также постановил, что община обязана иметь пенсионный фонд для обеспечения резника, который уже не способен выполнять свою работу.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо сначала на полчаса замачивают в воде комнатной температуры, для того, чтобы размягчить его, а затем посыпают со всех сторон крупной солью и на час помещают на специальную наклонную доску или решётку для того, чтобы кровь могла свободно стекать с мяса. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают в трёх водах.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. ‏משגיח ‏‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни (а именно гемофилии), по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. ‏מנקר ‏‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных . Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш ‏פּאַרעװע ‏‎ - «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться в одной трапезе как с мясными, так и с молочными продуктами. Однако запрещено смешивать в одном блюде рыбу с мясной или молочной пищей. После употребления рыбы необходимо съесть что-либо (например, кусочек хлеба) и что-нибудь попить. После этого можно есть мясо.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. Считается, что плавники есть у любой рыбы. Наличие чешуи является вторым обязательным признаком, поэтому, когда продают чищеную рыбу, то всегда оставляют на ней кусочек с чешуёй.

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская») .

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие соусы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Воля Творца

Иудейский закон рассматривает эту заповедь как «хок»(«закон») - не имеющую логического объяснения, а исполняемую исключительно в знак подчинения воле Бога. Объяснения же, которые имеются в еврейской литературе (а иудаизм всячески приветствует поиск даже скрытого смысла), призваны только лишний раз показать, что для человека хорошо следовать воле Творца даже тогда, когда он не видит в этом явного смысла и дать человеку дополнительную радость от исполнения заповеди. Встречается также и подход, согласно которому еврей, а точнее - иудей, вполне может искренне считать свинину вкусной и питательной, и не есть её только потому, что ему этот вид пищи запрещён.

Подход хасидизма

С точки зрения хасидизма, физический мир создан Творцом для того, чтобы достичь «обители в нижних мирах» - состояния единства с миром, который, несмотря на то, что он по своему устройству отрицает Творца, всё же в конце концов проявит Его. Эта «обитель» достигается тем, что евреи и неевреи исполняют заповеди Творца (613 заповедей для евреев и 7 заповедей для неевреев), используя непосредственно материю физического мира (поэтому большинство заповедей Торы связаны с материальными предметами, а не только духовными принципами и идеями). Таким образом, они соединяют Волю Творца (отраженную в заповедях Торы) - а тем самым и Его Сущность - с физической материей.

Критика кашрута

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие евреи не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат Израиля или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как «Ортодокс Юнион» , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить различные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов убрали некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов.

Страны-лидеры рынка кошерных продуктов - США , Израиль , Франция , Великобритания и Австралия . [ ]

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый в Москве супермаркет кошерной еды. [ ]

Всемирная организация по сертификации кошерной продукции OK Kosher Certification в 2010 году открыла специальный «Русский» отдел для работы со странами бывшего СССР. За два года работы сертифицировано более 60 заводов на территории РФ, стран СНГ и Балтии. На сегодняшний день OK Kosher Certification является самой [ ] крупной и опытной организацией в сфере кошерной пищевой промышленности на территории РФ, стран СНГ и Балтии. [ ]

Казусы, связанные с кашрутом

Рассказывают, как попал хасид в рай. Посадили его за стол, стали подавать райские угощения. А хасид и спрашивает:
- А кто тут проверяет у вас на кошерность?
- Как это кто? Сам Господь Бог и проверяет!
- Знаете что, я тогда поем только зелени.

Похожие публикации